Методы подбора персонала — это способы поиска и привлечения нового сотрудника в компанию. Они могут отличаться в зависимости от будущей должности и специфики деятельности организации. Выбирая способ, нужно ориентироваться на срочность закрытия вакансии и требований к кандидату. Правильно подобранный метод поможет снизить финансовые и временные затраты на поиск.
В крупных компаниях за менеджмент и подбор персонала отвечают кадровики. HR-специалист разрабатывает план, выбирает метод и переходит к поиску кандидата. Небольшие компании не могут себе позволить держать штат кадровиков, и за подбор новых сотрудников часто отвечает руководитель. Чтобы упростить задачу, можно часть процесса, вызывающую трудности, делегировать специально обученному специалисту, наняв его посредством аутсорса. Это позволит сэкономить средства и снять с себя часть работы.
4 современных метода подбора персонала
Сейчас, когда конкуренция на рынке усиливается, а за хороших сотрудников идет настоящая борьба, правильно выбранный метод поиска является одной из важнейших бизнес-задач. Нынешние инструменты и технологии открывают новые границы отбора персонала. Становится проще найти человека, полностью соответствующего требованиям компании. Понять, насколько подходит кандидат в самом начале, хорошо для всех сторон процесса.Размещение вакансии и прием заявок
Это привычный способ подбора персонала, который носит название рекрутинг. Подходит для поиска рядового штатного сотрудника.
Специалист HR или иное уполномоченное лицо составляет объявление о поиске работника. Его нужно разместить на специализированных сайтах, досках объявлениях, в СМИ, тематических группах или каналах. Если у компании есть сайт с разделом «Вакансии», надо оставить объявление и там. Многие работодатели сотрудничают с Центром занятости населения.
Важно определить время, в течение которого нужно найти нового работника. От этого зависит, как долго будет висеть объявление. После отклика проводится первичная обработка, которая состоит из таких пунктов:
-
анализ резюме с целью отсеять неподходящих кандидатов;
-
выбор претендентов;
-
проведение собеседования, интервью;
-
при необходимости проведение тестирования на должность;
-
отбор и утверждение кандидатуры.
Самостоятельный поиск кандидатов
Один из методов отбора персонала — самостоятельный поиск претендента сотрудником кадрового отдела компании. Используют при поиске на руководящую позицию или высококвалифицированного специалиста на серьезную вакансию. К этому методу также прибегают, когда работник не найден.
Работодатель рассматривает не только входящие предложения, но и сам активно ищет среди резюме, представленных на специализированных сайтах, досках объявлений и тематических группах в социальных сетях. Дальнейший скрининг всех заявок — как входящих, так и исходящих — осуществляется по аналогии с предыдущим методом подбора. Можно комбинировать с размещением объявлений о вакансии.
Переманивание сотрудников
Довольно интересный метод подбора. Переманивание сотрудников или эксклюзивный поиск — это «охота» за конкретным человеком, когда известно, что именно он нужен компании. Так ищут руководящее звено. Обычно вопрос решается вескими аргументами, почему человек должен работать тут, а также высокой заработной платой.
Важно понимать тонкости этого метода. В противном случае можно навредить компании, окончательно отпугнув подходящего человека. Чтобы этого не произошло, стоит поручить процесс специализированному агентству. Они берут на себя все, начиная с поиска информации о потенциальном сотруднике до выхода на контакт и переманивания. Заказав работу «под ключ», кадровику нужно будет лишь провести финальное собеседование.
Найм и обучение людей без опыта
Одним из популярных методов отбора является найм молодых и перспективных сотрудников без опыта среди выпускников ВУЗов или тех, кто хочет пройти практику. Он позволяет найти подходящих кандидатов из лучших ВУЗов и адаптировать их под требования компании. Хорошим решением будет заключить договор с конкретными учебными заведениями, чтобы они посылали вам лучших студентов.
Главным плюсом этого метода является то, что можно перспективного специалиста, как алмаз, «обточить» под реалии компании, превратив его в бриллиант. Подходит, если есть время и ресурсы на обучение нового работника. Не подходит для отбора на серьезные должности.
Сравнение методов рекрутинга
Чтобы вам было проще ориентироваться в методах подбора персонала, мы составили сравнительную таблицу. Здесь вы наглядно сможете увидеть плюсы и минусы конкретного способа. Это поможет выбрать наиболее подходящий метод для подбора персонала в компанию.
|
Размещение вакансий и прием заявок |
Активный поиск кандидатов |
Переманивание сотрудников (Exclusive search) |
Найм и обучение людей без опыта (Preliminaring) |
Плюсы |
|
|
|
|
Минусы |
|
|
|
|
Особенности |
Нередко для привлечения кандидатов приходится запускать рекламу. |
Хорошо работает вместе с пассивным поиском. |
Важно разработать аргументированное предложение, чтобы сотрудник перешел к вам в компанию. |
Надо понимать, что вы не получите специалиста здесь и сейчас. Потребуется время, чтобы всему его научить. |
5 ключевых этапов эффективного отбора персонала
Несмотря на то, какой метод отбора потенциального сотрудника будет выбран, важно одно — успешный результат. Для этого нужно строго соблюдать пункты отбора. Только в этом случае можно найти работника, который пройдет оценку и будет отвечать всем требованиям работодателя.
Анализ резюме
Есть в любом методе подбора. Важно провести аналитику, чтобы обнаружить ошибки и нестыковки, а также периоды длительного «застоя» в карьере. Изучая резюме, нужно понять, достоин ли претендент на то, чтобы работать в компании.
Важно правильно дать оценку резюме. Если есть явные ошибки или прослеживается нелогичность изложения, не стоит его рассматривать. Тех, кто не подходит, надо отсеять еще на шаге подбора персонала и просмотра поступающих заявок. Это поможет не тратить время на собеседование с заведомо неподходящим кадром.
Интервью по телефону
Следующий пункт — телефонное интервьюирование или собеседование. Чаще всего сотрудник HR при подборе персонала начинает именно с беседы по телефону и потом принимает решение, назначать ли очную встречу. В процессе беседы становится ясно, как человек излагает свои мысли, насколько он комфортен в плане общения, какие у него знания в нужной области, есть ли амбиции.
Главная цель этого метода — оценить кандидата и решить, стоит ли его приглашать на личную встречу. К собеседованию по подбору будущего сотрудника стоит подготовиться заранее: составить список вопросов, отметить важные пункты. В процессе беседы нужно слушать собеседника, делать пометки об ответах интервьюируемого — это пригодится на других этапах подбора персонала. Длительность такой беседы не должна превышать 30 минут. Однако самое оптимальное время — до четверти часа. За это время можно составить портрет кандидата и принять решение об очной встрече.
Собеседование
Любой метод поиска будущего сотрудника рано или поздно приводит к собеседованию. Чтобы оно прошло хорошо, к нему стоит подготовиться заранее:
-
Выбор места проведения встречи. В идеале это должен быть офис, в который захочется вернуться. Кандидат сможет составить первое впечатление о потенциальном работодателе и понять, насколько он хочет попасть в это место.
-
Составить план. Нужно выбрать метод проведения интервью, определиться, сколько оно будет длиться, как будут фиксироваться ответы (диктофон, пометки в блокноте или на компьютере).
-
Составить список вопросов. Можно импровизировать, но если опыта в поиске персонала еще немного, лучше заранее написать, что спрашивать. Помимо стандартных вопросов о навыках и достижениях, можно использовать метод необычных вопросов. Это поможет понять, как человек ведет себя в необычных или даже стрессовых ситуациях.
Даже если по итогам беседы вы понимаете, что соискатель не подходит, сохраните его контакт в базу — это ценный клад любого сотрудника HR.
Тестирование
Один из актуальных методов подбора — тестирование, которое поможет показать потенциал соискателя, понять, есть ли у него лидерские качества, насколько человек уверен в себе, уровень его стрессоустойчивости. Хорошо, если результаты интерпретирует потенциальный психолог. Если такого сотрудника нет в штате, можно воспользоваться тестами, которые дают заключение онлайн.
Испытательный срок
Правильно выбранный метод поиска персонала должен привести к последнему шагу всего цикла найма — устройстве на испытательный срок. Длится он 1-3 месяца. Этого времени достаточно, чтобы работодатель понял, насколько хорошо новый работник выполняет свои обязанности и соответствует ли ожиданиям. По результатам его или зачисляют в штат, или увольняют с выплатой заранее установленной компенсации