Поиск персонала в ресторан — задача не из простых. Дружная, слаженная, высококвалифицированная команда становится визитной карточкой заведения, положительно влияет на его имидж.
Рынок труда переполнен предложениями от соискателей различного уровня. На ком остановить выбор и как не ошибиться? Давайте разбираться.
Поиск кандидатов: с чего начать?
В первую очередь нужно определить, сколько сотрудников и на какие позиции вы собираетесь нанять в компанию. Планируете подбор всего штата с нуля (обычно это бывает при открытии нового заведения или полного ребрендинга бизнеса)? Хотите нанять новых работников на освободившиеся по каким-то причинам должности? Возникла необходимость в дополнительном персонале в связи с расширением компании или выполнении разового крупного задания (корпоратив, фуршет, гастрономический фестиваль)? Вам нужны повар, официанты или кухонные работники? Что будет входить в их обязанности?
Следующий шаг — составление своего рода портрета вакансии, которая будет максимально соответствовать концепции и ценностям бренда. Каким вы видите нового сотрудника/-ков? Возраст, пол, образование, опыт работы. Это базовые критерии подбора. Не стоит пренебрегать дополнительной информацией: интересы, манера общения, карьерные перспективы.
Каждое заведение имеет свой стиль и аудиторию. А это требует особого подхода к подбору персонала. Согласитесь, для студенческой закусочной, элитного ресторана, детского кафе или байкерского бара нужны совершенно разные люди, которые смогут общаться с клиентами на «одном языке».
После того, как список требований к кандидатам сформулирован, самое время огласить условия. Что вы готовы предложить специалистам? Высокую зарплату, карьерный рост, комфортные условия труда, дружный коллектив, возможность обучения, обеды, компенсацию транспортных расходов? Это все сугубо индивидуально. Зависит исключительно от работодателя, его финансовых возможностей и перспектив бизнеса.
Методы и инструменты поиска
Итак, объявление о вакансии в ресторане составлено. Можно размещать. Для этого подойдут популярные сервисы поиска работы HeadHunter, RABOTA.RU, SUPERJOB.RU, ZARPLATA.RU и многие другие. Большинство из них бесплатные. При желании можно воспользоваться платными услугами: поднять позиции заявки в поиске, ускорить процесс модерации, получить доступ к резюме кандидатов. Существуют и узкопрофильные сайты для тех, кто работает в сфере ресторанного бизнеса. На них не только можно узнать много полезного, но и найти хорошего специалиста. Также подойдут для подбора соцсети, чаты в мессенджерах, городские паблики. Порой эффект даёт даже обычное объявление на автобусной остановке. Не стоит забывать и о «сарафанном радио». Обратитесь к друзьям, родственникам, соседям. Возможно у них есть на примете подходящий человек. К тому же, наем на работу по-знакомству — уже своего рода рекомендация, которая не всегда есть у человека с улицы.
Некоторые работодатели поддерживают контакты с ВУЗами, посещают и организовывают специализированные мероприятия, присутствуют на защите дипломов и курсовых. Студенты и выпускники колледжей, институтов, учебных центров активны, энергичны, открыты к изучению нового. Это порой компенсирует недостаток опыта в ресторанном бизнесе.
Формируйте кадровый резерв компании. Даже если вам пока не нужен новый персонал, а есть на примете хороший кандидат, сохраните его контакты. Ещё один вариант: подготовка и переподготовка уже имеющихся сотрудников. Проанализируйте возможности повышения в должности, переобучения, совместительства, расширения функционала.
Приемы для удержания сотрудников
Как только персонал найден, наступает этап адаптации. Он имеет две стороны:
- психологическую. Важно, чтобы человек воспринимал себя неотъемлемой частью коллектива. Понял принципы корпоративной культуры. Совместные мероприятия, корпоративные праздники, занятия по тимбилдингу формируют командный дух и единые цели на пути к успеху.
- Профессиональную. Заключается в обучении нового сотрудника. Даже опытный специалист с хорошим образованием не сможет в первого дня на 100% влиться в работу. И это вполне нормально. Ведь каждый ресторан имеет свою специфику, правила, особенности. Но и затягивать не стоит. Стажировка персонала не должна занимать более двух недель.
Методика обучения и развития персонала
Хороший специалист никогда не останавливается на достигнутом. Постоянно расширяет свой кругозор, совершенствует имеющиеся и получает новые знания, навыки, умения. А работодатель просто обязан ему в этом помочь! Для этого подходят традиционные методы: лекции, курсы повышения квалификации книги, инструкции. Набирают популярность и более современные системы: дистанционное обучение персонала через мобильные приложения, интерактивные групповые тренинги, игровые диалоговые тренажёры, виртуальные симуляции реальных сценариев работы. Например, при обслуживании проблемных клиентов, визитах проверяющих служб в ресторан, недоразумений из-за неправильно предоставленного счета или не вовремя поданного блюда.
Бонусные программы и системы вознаграждения
Мотивированный специалист всегда работает более эффективно. Поэтому без поощрений не обойтись. В первую очередь, финансовых: премии за качество обслуживания, бонусы за положительные отзывы клиентов, проценты от продажи определенных блюд или выручки ресторана в целом. Но вознаграждения бывают не только денежные! Приятным сюрпризом станут билеты на концерт, интересная экскурсия, подарочный сертификат, оплата языковых курсов, визита к психологу или косметологу, абонемента в фитнес-клуб или бассейн. Ограничений нет. Главное, чтобы каждый сотрудник, не смотря на должность, чувствовал свою значимость.
Нужно ли штрафовать сотрудников?
Большинство экспертов единодушны: штрафы несут только вред. Существенно снижают мотивацию, приводят к тому, что человек начинает совершать больше ошибок, находится в постоянном стрессе. Конечно, если нанесен серьезный материальный ущерб, компенсировать его обязательно, высчитав убытки из зарплаты.
По поводу других конфликтных ситуаций лучше «договариваться на берегу». Вопросы по правилам поведения, общения с коллегами и клиентами, требования к внешнему виду, ограничения, форс-мажорные обстоятельства должны быть подробно описаны в должностных инструкциях и внутреннем уставе компании.
Заключение
Грамотный поиск и подбор персонала отнимает много времени и сил. А что если доверить это дело профессионалам? Тогда вы сможете направить энергию на развитие бизнеса, поиск новых идей и направлений.
Кадровое агентство HR365 в Москве поможет вам нанять персонал ресторана любого уровня. Подготовит необходимую документацию, проведет анализ рынка кандидатов, разработает систему адаптации новых сотрудников, предложит методы оптимизации кадровой политики предприятия. Компания гарантирует качество услуг.