Кадровый голод — актуальная проблема для многих современных компаний. Наниматели не понимают, чем привлекать, как правильно мотивировать и удерживать представителей Z поколения. Стандартные подходы к управлению, эффективные для людей старшего возраста, с зумерами не срабатывают.
Молодые сотрудники имеют иное восприятие мира, скорость мышления и приоритеты. В связи с этим, работодателям критически важно знать, как в текущих условиях бизнеса осуществлять управление и работать с молодежью.

Теория поколений
Теория является концепцией, предложенной Н. Хоувом и У. Штраусом в 1991 году. В соответствии с ней, у людей, рожденных в определенный период, есть общие ценности и черты, сформированные под воздействием социально-исторического контекста и отличающие их от других. Зумеры:
- Родились в период с 1997 года по 2012 год, с детства знакомясь и приближаясь к миру с помощью интернета;
- Выросли в эпоху стремительного развития цифровых технологий. Это отразилось на их взглядах, в том числе на работу;
- Начинают зарабатывать рано, часто проходя по 5-10 онлайн собеседований ежедневно;
- Хотят быть услышанными и участвовать в принятии решений, не вынося бюрократии, жесткой иерархии и авторитарности.
Научное сообщество не дает свою поддержку теории. Причина — отсутствие необходимо тщательных и долгих исследований, результаты которых смогли бы с точностью доказать или опровергнуть концепцию. Несмотря на это, представителям конкретных поколений действительно присуще определенное мировоззрение и поведение.
Что известно о новой рабочей силе?
Молодежь способна находить креативные подходы и привносить свежие идеи. Ей свойственны такие полезные личностные и рабочие качества как:
- Стремление к честности и открытости: как в повседневной жизни, так и при взаимодействии с нанимателями.
- Клиповое мышление — быстрое восприятие и анализ большого массива информации, полученной яркими образами и краткими фрагментами (благодаря постоянному просмотру постов в соцсетях, небольших роликов на видео-хостингах).
- Цифровая грамотность — самостоятельный поиск и активное использование интернет ресурсов для работы и обучения, легкое освоение новых технологий.
Важно понимать, что новая рабочая сила предпочитает иметь сертификаты о прохождении онлайн курсов, а не дипломы о завершении «полноценной» учебы в ВУЗах.

Как привлечь зумеров в компанию?
В профессиональном плане, поколение Z интересуется инновациями и широкими возможностями для самореализации. Его представители мало ориентированы на классические модели и редко идут по традиционному пути построения карьеры. Привлечь их в компанию можно, предлагая:
- Мировые тренды, глобальные миссии и креативные ценности;
- Использование современных рабочих инструментов, создания и внедрения инноваций;
- Комбинацию разных форматов работы — в офисе, на удаленке и в командировках;
- Участие в благотворительности, экологических и социальных проектах;
- Четкие цели и весомый смысл в трудовой деятельности;
- Гибкий график, позволяющий сохранять оптимальный баланс между личной и профессиональной жизнью.
Для поиска и найма зумеров следует применять цифровые каналы взаимодействия. Z поколение предпочитает искать вакансии не в печатных изданиях, на HeadHunter и других специализированных сайтах. А на форумах и в блогах, в TikTok и на Telegram каналах. При размещении объявления, нанимателю важно предоставить возможность быстрого начала общения и последующих ответов на сообщения. В тексте вакансии нужно дать ссылку на свой профиль в соцсетях и/или указать контакты в мессенджерах.

Ценности представителей поколения Z и их влияние на работу
Некоторые наиболее значимые ценности молодежи, оказывающие воздействие на ее трудовую деятельность:
- Адаптивность — многие Z сотрудники не привязаны к определенной профессии или месту трудоустройства. Они легко переключаются с одного типа должностных обязанностей на другой, свободно меняют карьерные треки и не бояться уйти с «насиженного места»;
- Повышенное внимание к ментальному здоровью — существенными составляющими работы для Z поколения является эмоциональное благополучие, соблюдение руководством и коллегами личных границ, сохранение спокойствия и психического здоровья. Стрессы из-за проектов, напряженные отношения и конфликты с командой — поводы для увольнения;
- Фокус на быстроте и мгновенности — молодежь стремится работать наиболее эффективно и одновременно оперативно.
Для Z поколения ценно общение в интернете. Привлекательная для него работа — та, которая позволяет решать трудовые задачи в сети (желательно, не в одиночку, а в составе онлайн команды).
Как эффективно взаимодействовать с поколением Z на работе
В стимулирующей и психологически комфортной среде, зумеры могут развиваться профессионально, работать в коллективе и, в то же время, принимать решения самостоятельно. Для лучшего взаимодействия с молодыми сотрудниками, компаниям нужно:
- Обновить EVP, дав молодежи весомый и понятный ответ на вопрос: «Почему мне необходимо трудиться именно в этой фирме?»;
- Разрешить удаленку — она дает ощущение самоуправляемости и свободы, положительно отражаясь на результативности и мотивации Z поколения;
- Организовывать и участвовать в социальных проектах — благотворительная и другая деятельность, нацеленная на решение проблем общества и экологии, лучший мотиватор для ответственной молодежи.
Зумеры останутся в компании, которая:
- Поощряет их достижения и инициативы;
- Регулярно проводит встречи в формате «один на один» (руководитель и сотрудник);
- Дает, быстро и без давления, честную обратную связь;
- Уважает их решения, свободу и мнения;
- Мотивирует, вовлекает, раскрывает потенциал;
- Четко объясняет «когда» и «зачем».
Опрос, проведенный международной аудиторской и консалтинговой корпорацией «Делойт», показал, что 41% зумеров предпочитает высокой зарплате и стабильности гибкость и ментальное здоровье, а 53% из них готовы уволиться, если ценности работодателя не окажутся близки. Избежать текучки Z кадров, помимо создания благоприятной атмосферы, можно с помощью их мотивации.

Мотивация зумеров
Мотиваторы, которые позволяют компаниям удерживать и повышать эффективность труда молодежи:
- Признание заслуг и схема современных вознаграждений. Лучшие бонусы для молодежи — не полные социальные пакеты и расширенные полисы страхования, а абонементы на бесплатный кофе или в спортзал, длительный отпуск после особо активной работы.
- Инструменты для саморазвития, обучения и карьерного роста.
- Атмосфера, позволяющая сохранять ментальное и физическое здоровье.
- Быстрый доступ (мгновенная коммуникация) к руководителю для озвучивания своих идей, предложений и требований.
- Стабильная и, что не менее важно, справедливая система оплаты труда.
Обязательные мотиваторы (а для некоторых зумеров — основные требования к месту трудоустройства) — долгие отпуска, гибкий график и удаленка. У сотрудников должно быть достаточно времени для путешествий, саморазвития и хобби.
Вызовы и перспективы
Ключевые трудности, с которыми Z поколение сталкивается в профессиональной среде:
- Сильная зависимость от интернета и цифровых технологий. Их отсутствие минимизирует или вовсе сводит к нулю эффективность «зумерского» труда;
- Недостаток терпения. Молодежь плохо справляется с долгосрочными проектами. Видеть результаты усилий, получать за них заплату и бонусы, ей необходимо как можно быстрее;
- Высокие, а иногда и завышенные ожидания. Молодые люди уже на старте карьеры требовательны как к себе, так и к коллегам, руководителям. Случается, что их требовательность становится причиной конфликтов и увольнений;
- Сложность в понимании длинных текстов и долгой концентрации. Большие текстовые материалы молодежь часто не читает, а «просматривает» по ключевым словам, не углубляясь и отбрасывая детали.
Перспектива, с учетом которой компаниям действительно стоит использовать зумеров — получение результативной, сплоченной и мотивированной команды. Есть кейсы, когда Z поколение готово с легкостью отказаться от высокого заработка в пользу увлекательного проекта, который можно будет добавить в портфолио и/или который позволит вырасти профессионально.
































